КАК ПОДОБРАТЬ ДИСКИ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ
Диски – это деталь, которая находится на стыке эстетики и техники. Они должны быть не только красивыми, но и соответствовать характеристикам вашего автомобиля, условиям его эксплуатации и вашим личным предпочтениям.
Начнем с основных параметров, которые определяют совместимость дисков с вашим автомобилем.
1. Основные параметры
Диаметр, ширина и вылет (ET) диска – вот три ключевых характеристики, от которых зависит его работа в системе. Неправильно выбранный диаметр может привести к тому, что автошина будет либо слишком велика, либо слишком мала. Ширина диска, в свою очередь, влияет на высоту профиля шины и, соответственно, на комфорт езды. Узкие диски лучше подходят для экономичных машин, где важна мягкость хода, а широкие – для спортивных автомобилей, которым нужна максимальная устойчивость и сцепление с дорогой.
Особое внимание стоит уделить вылету диска. Этот параметр показывает, насколько глубоко диск "утоплен" в арку колеса. Слишком большой вылет может вызвать нежелательное трение между диском и элементами подвески, а слишком маленький – создать проблемы с управляемостью. Каждая модель автомобиля имеет свои рекомендованные значения вылета, которые необходимо соблюдать для обеспечения корректной работы всего механизма.
2. Где на дисках маркировка
Что касается расположения надписи на литых дисках, то обычно соответствующая информация указывается не как у стальных по периметру, а на спицах либо на внешней стороне между ними (в месте отверстий для монтажа на колесо). Все зависит от конструкции конкретного диска. Обычно надписи имеются с внутренней стороны спиц колесных дисков. По окружности отверстия под ступичную гайку, между отверстиями под колесные болты, наносится какая-то отдельная информация, которая касается размера диска и его технической информации.
На штампованных дисках маркировка выбита на поверхности с внутренней стороны либо внешней стороны. Существует два типа нанесения. Первый — это когда отдельные надписи наносятся на промежуточное пространство между крепежными отверстиями дисков. В другом варианте информация указывается просто по периметру обода ближе к его внешнему краю. На дешевых дисках более распространен второй вариант.
3. Посадочный (Монтажный) диаметр
Это вполне очевидный параметр: диаметр окружности диска в дюймах. Как правило, его обозначают буквой R. То есть, диск R18 имеет диаметр 18 дюймов.
Превышать максимальный указанный производителем диаметр не рекомендуется: слишком большие диски, помимо потенциальной геометрической несовместимости, изменяют параметры работы подвески, влияя на износ ходовой части. Кроме того, чем больше диск и ниже профиль резины, тем меньший комфорт сулит передвижение по плохим дорогам. Однако изменения диаметра в пределах, указанных в руководстве, и даже на дюйм свыше, как правило, проходят без существенных последствий.
4. Крепёжные отверстия (PCD)
PCD (Pitch Circle Diameter) или разболтовка - это диаметр окружности, по которой расположены болты или гайки, удерживающие диск на ступице. Число крепежных болтов зависит от массы и максимальной скорости автомобиля. Чаще всего крепежных болтов 4-6, и лишь в редких случаях требуется больше.
Этот параметр связан с количеством отверстий и их диаметром, и от его правильного значения диски будут идеально соответствовать ступицам автомобиля.
Разболтовку диска нужно соблюдать: несмотря на то, что некоторые диски – например, 4х98 и 4х100 – кажутся взаимозаменяемыми, это не так. Кажущиеся незначительными 2 миллиметра разницы в диаметре окружности, на которой лежат крепежные отверстия, сильно отразятся на установке: правильно затянутым окажется лишь одно крепление из четырех, а остальные будут смещены относительно центра, вызывая биение колеса.
5. Ширина диска
Обычно в списке параметров она обозначается буквой J: например, 5,5J – это диск шириной пять с половиной дюймов.
Ширина диска, как правило, указывается в тех же местах, что и допустимый посадочный диаметр, вместе с ним. Кроме геометрических параметров для автомобиля, ширина диска важна и при выборе шин: шина рассчитана на использование с диском определенной ширины, но с некоторой допустимой погрешностью.
6. Вылет диска
Вылет диска – это расстояние от привалочной плоскости крепления диска к ступице до продольной оси симметрии диска.
Вылет может быть положительным, нулевым и отрицательным: если ось симметрии лежит ближе к автомобилю, чем привалочная плоскость, то вылет положительный, если они на одной оси – то вылет нулевой, а если ось симметрии отдалена от автомобиля больше, чем привалочная плоскость – то положительный.
7. Диаметр центрального отверстия
В списке характеристик диска он обычно обозначается как «Dia», «DIA» или «D». Это тоже крайне важный показатель: в случае, если центральное отверстие диска будет меньше требуемого, диск попросту нельзя будет установить, а если оно будет больше, то для центровки диска на ступице обязательно потребуются центровочные кольца.
8. Форма крепёжных элементов
Число форм головок и прижимных поверхностей достаточно велико, однако к трем основным принято относить:
1. С конусной прижимной частью и отсутствующим подголовником;
2. С конусной прижимной частью и наличием подголовника;
3. С прижимной частью сферической формы.
Подбор крепежей по прижимной части крайне важен. Форма должна соответствовать профилю отверстий (колодцев) под крепежный элемент в колесном диске. Центровка должна осуществляться в парах типа сфера-сфера или конус-конус. Если форма головки не совпадает с формой колодца в колесном диске, то плотное прилегание крепежа и максимально точное центрирование колеса станут невозможными. Наибольшим спросом пользуются крепежи с конусной головкой под 60°. Весьма практичны крепежи с эксцентриком, которые можно использовать в автомобилях разных моделей и от разных концернов. Стандартный допуск эксцентрика составляет 2.4 миллиметра.
Соблюдая все рекомендации и учитывая особенности своего автомобиля, вы сможете сделать выбор, который прослужит вам долгие годы и будет радовать каждый раз, когда вы садитесь за руль.
Воспользуйтесь нашим калькулятором подбора дисков на сайте